Дороги французской деревни
  • 12 июля 2011
  • 1269

Во Франции у меня неожиданно открылась тошнота от поездок на машине.  Поразмыслив, мы с мужем единодушно признали её следствием существенной разницы в строительстве российских и французских дорог. И дело тут не в выбоинах...

Внимание к деталям в самых неожиданных областях жизни отличает француза от русского. Как-то, посмотрев программу об обустройстве дома (коих тут на каждом ТВ канале целый букет), я узнала, что для зрительного увеличения тропинки от калитки к дому, нужно сделать эту тропинку петляющей. Прямые линии усугубят эффект короткого расстояния. Оказывается, правило одинаково справедливо не только для садовых участков, но и для автодорог, особенно, если это так называемая route nationale или route departamental (междугородная трасса). Страна же маленькая по сравнению с Россией, вот и продлевают удовольствие от путешествия, петляя от одного населенного пункта к другому.  Относительно прямые во Франции только платные автобаны, поэтому и добраться по ним из пункта А в пункт Б можно быстрее, чем по национальным трассам. Ну, а все остальные дороги закручиваются, как лента у художественной гимнастки.

Кроме того, перекрестки - это удел больших городов, в деревнях используются кольцевые развязки. Однако есть существенная разница между российским кольцом и французским, разница чисто эстетическая. Оцените сами...

или скромненько ...

Честно признаться, за почти истекшие три года жизни здесь, чувство умиления всей этой французской красотой изрядно притупилось, и есть вещи, которые во мне вызывают стойкое раздражение. Дорог это касается в первую очередь.

Для начала стоит отметить, что французский тротуар придуман для собак, пешеходу с пышными славянскими формами на нем просто не будет места, да и двоим на тротуаре разминуться совершенно невозможно, кому-то приходится уступать проход и переходить на проезжую часть, либо, втянув живот, прижиматься к стенке.

В деревне, где живем мы, это явление очень распространено, широкие тротуары есть только по направлению к супермаркету. Это, скорее всего, связано с уровнем благосостояния населения, который, конечно, выше российского (в среднем, во Франции на одну семью из трех человек с несовершеннолетним ребенком приходится две машины). Процент пешеходов здесь очень низкий, поэтому на них не особо тратятся. При этом пешеход здесь ВСЕГДА прав! Ему уступят дорогу, даже если он пересекает ее в неустановленном месте. Что уж говорить о пешеходных переходах: во Франции мало кто смотрит по сторонам, «пилят» напрямую, и уже задача водителя - не переехать идущего. Мой муж по привычке поступает подобным образом и в России. Наивный...

Второй момент, который вызывает у меня регулярный стресс, - это ширина французских загородных дорог. Честно говоря, до сих пор не понимаю, как на таких узких дорогах умудряются разминуться две машины, либо машина и автобус! Или трактор!

Но процент аварий на французских автотрассах на порядок меньше российского. Ограничение по скорости здесь в населенных пунктах - 50 км/ч в центре, 70 км/ч за его пределами.

Третий минус - никакого дополнительного дорожного освещения. Ни одного фонаря! Только в самом центре деревни. Оно и понятно - плата за электричество здесь на порядок выше российской. Зачем зря деньгу переводить?

Тем не менее, при всех этих минусах есть очевидные преимущества - деревенские дороги все заасфальтированные, так что даже после проливных дождей нет опасности оказаться отрезанными от мира. Кроме того, дороги размечены. Есть разметки пешеходных переходов и полос движения, и люминесцентные столбики на обочине, помогающие ночью сориентироваться на крутых поворотах, и указатели населенных пунктов. Так что, если соберетесь путешествовать на автомобиле по Франции, запомните: по автобану быстрее, но дороже, по национальной трассе едешь бесплатно, дольше, но красивее! Есть реальная возможность насладиться прекрасными видами, если, конечно, у вас все в порядке с вестибулярным аппаратом!